Аязхан

В старые времена жил один падишах, и не было ему равных в справедливости. Однажды сидел падишах, размышляя и спрашивая себя: «Интересно бы знать, кто хуже всех из людей и животных?» И вот что он придумал: «Худший из людей - это падишах, худший из скота - это мул, а худшая из птиц - сорока». Собрал падишах своих подданных и сказал:

- Есть у меня три вопроса. Кто на них ответит, того я сделаю своим везиром.

- Говори, говори, - зашумела толпа.

И падишах сказал:

- Пусть мне ответят в течение девяти дней, кто хуже всех среди людей, среди скота и среди птиц.

Тогда вышли из толпы три человека и сказали:

- Падишах, если дозволишь, мы попытаемся…

- Хорошо, - отвечал падишах, - позволяю, ищите ответ.

И три человека отправились в путь, чтобы разгадать загадку падишаха. Вот идут они, и встретился им по дороге верблюд, больной оспой.

- Ну, - сказали они, - хуже этой скотины ничего нет. Нам его послал аллах, давайте поймаем его! - и, поймав верблюда, повели его с собой.

Идут они дальше, а навстречу им - рыжий безбородый человек.

- Ну, - сказали они, - хуже этого человека и быть не может. Нам его послал аллах! - и взяли этого человека с собой.

Идут дальше, а навстречу им - ворона с перебитым крылом.

- Хуже этой птицы не бывает! - сказали они. - Теперь все три загадки падишаха разгаданы, - и, взяв с собой ворону, отправились назад.

Когда они возвращались, попался им на пути колодец. Присели они у колодца, и подошел к ним пастух.

- Счастья да удачи вам! - поздоровался с ними пастух и спросил: - Что вы тут делаете?

Тогда трое людей рассказали пастуху, в чем дело, и добавили:

- Вот мы и нашли тех, хуже которых не бывает ни среди людей, ни среди скота, ни среди птиц.

В это время к колодцу на водопой подошли овцы.

- Хорошо, - сказал пастух, - раз вы люди падишаха, посидите, я зарежу барана и угощу вас.

Пастух зарезал барана и приготовил еду. Накормив и напоив их чаем, пастух сказал:

- Те, кого вы с собой ведете, совсем не то, что требуется падишаху. Отпустите их, и я укажу вам существа, которые загадал падишах, но не называйте ему мое имя.

- Хорошо, мы не назовем твое имя. Скажи нам только разгадку!

И пастух сказал:

- Если вы скажете падишаху, что худший из людей - это падишах, худшее из скота - это мул, а худшая из птиц - сорока, он будет вами очень доволен.

Трое людей обрадовались и, не спросив пастуха, почему названные им существа самые плохие, отправились к падишаху. Еще издали они стали кричать:

- Падишах, мы разгадали твои загадки!

- Хорошо, - ответил падишах и спросил: - Скажите тогда, кто худший из людей?

И они сказали:

- О падишах, худший из людей - это падишах.

Когда же падишах попросил их объяснить почему, они ничего не могли сказать. Падишах вновь спросил:

- Ну ладно, а кто худший из животных?

- Худший из животных - мул, - ответили они.

Падишах опять спросил почему, но они и на это не могли ответить. И снова падишах спросил:

- Ну а какая птица хуже всех?

- О падишах, худшая из птиц - сорока.

Падишах снова спросил почему, но они опять не могли назвать причину. «Эге, - подумал падишах, - они знают ответы на мои загадки, но объяснить их не могут. Ясно, что их научил какой-то умный человек. Попробую-ка я узнать, кто он».

- Скажите, джигиты, кто вас этому научил? - спросил падишах.

- О падишах, мы догадались сами!

- Нет, - сказал падишах. - Вас кто-то научил. Приведите того, кто вас научил, - И он приставил к ним ясаула. И вот те трое пошли к пастуху.

- Тебя зовет падишах, - сказали они и хотели увести пастуха с собой. Но пастух им сказал:

- Постойте-ка, приятели, я же пастух. Не могу же я бросить чужую скотину. Пойдем отведем скотину ее хозяину, потом и отправимся к падишаху.

Так сначала они пригнали скотину ее хозяину, а потом отправились к падишаху.

- Ну, джигит, как тебя зовут и чем ты занимаешься? - спросил падишах.

- Меня зовут Аяз, - ответил пастух, - а занятие мое - пасти скот.

- Это ты, Аязхан, открыл им, что худший из людей - это падишах, худший из скота - мул, а худшая из птиц - сорока? - спросил падишах.

- Да, - ответил Аяз, - но только я просил, чтобы они не называли мое имя.

- В этом беды нет, - сказал падишах, - но ты объясни, почему названные тобой существа самые плохие.

И Аяз ответил:

- Падишах хуже всех потому, что его богатство налогом не облагается и податей он не платит. Он пользуется силой всех людей, но никому ничего не дает. Вот почему падишах самый плохой человек. Худшее из животных - мул, потому что он навсегда проклятая скотина: от него никогда не бывает приплода. А худшая из птиц - сорока, потому что эта тварь кладет яйца через рот.

Так ясно и понятно ответил Аяз на вопросы падишаха.

- Аязхан, все, что ты сказал, верно, - проговорил падишах и добавил: - Снимай свои чарыки!

Падишах одел Аяза в красивые одежды и сделал его своим везиром.

Аязхан взял свои чарыки и повесил в изголовье так, чтобы всегда видеть их, когда встает. Бывало, что разгневается Аязхан из-за чего-нибудь, но вдруг взглянет на свои чарыки и скажет себе: «Эй, Аязхан, погляди-ка на свои чарыки! Еще вчера ты был пастухом, а сегодня задираешь нос к небу, оттого что стал везиром!»

У Аязхана было три сына. Подросли они и выучились. В один из дней падишах умер, и вместо него падишахом сделали Аязхана. Долгое время справедливо правил Аязхан, но наконец совсем состарился. Призвал к себе Аязхан сыновей и сказал им:

- Дети, я стал совсем стар. Возьмите у меня денег, сколько вам нужно, и поживите в других городах. А когда я умру, кого-нибудь из вас, может быть, сделают падишахом, если это будет угодно богу. Народ это сам решит.

Выслушали сыновья Аязхана отцовское наставление, взяли необходимые им деньги и, попрощавшись, отправились в путь, чтобы поселиться в другом городе.

Шли они по дороге и вдруг увидели верблюжий след.

Тогда старший брат сказал:

- Это верблюд - самец.

Средний брат сказал:

- Если это верблюд-самец, то у него обрублен хвост.

А младший брат добавил:

- Если это верблюд-самец и у него обрублен хвост, то, видно, он слеп на один глаз.

Идут они дальше и видят на дороге след человека. Старший брат и говорит:

- Это след женщины.

Тогда средний брат говорит:

- Если это след женщины, то она бежала.

А младший брат замечает:

- Если это женщина, которая к тому же еще и бежала, то она, видно, беременна.

Пошли они дальше, а навстречу им всадник. Поздоровались они, а тот спрашивает:

- Эй, приятели, не видали ли вы верблюда?

Тогда старший брат сказал:

- Нет, не видали. А случайно не самец ли этот верблюд?

- Самец, - ответил всадник.

Тогда средний брат спросил:

- Приятель, а не бесхвостый ли это верблюд?

- Да, - ответил всадник.

Тогда спросил младший брат:

- Друг, а не слеп ли этот верблюд на один глаз?

- Верно, - сказал всадник. - Вы назвали все приметы коего верблюда, а говорите, что не видали его. Наверняка вы знаете, где мой верблюд, и я получу его с вас!

И всадник отправился следом за сыновьями Аязхана, требуя своего верблюда.

Шли они, шли, а навстречу им - двое людей. Поздоровались они, и те спрашивают:

- Эй, не видали ли вы по пути человека?

- Нет, не видали. А не женщина ли это была?

- Верно, женщина!

- И она бежала?

- Верно, бежала!

- А не была ли она беременной?

- Да, была!

Тогда те двое людей сказали:

- Вы назвали все приметы человека, которого мы ищем, а говорите, что не видали его. Мы потребуем с вас то, что ищем!

И эти люди тоже отправились следом за сыновьями Аязхана. Через некоторое время пришли братья в один город, устроились на постоялом дворе и стали там жить. Тогда те люди, что предъявляли юношам требования, клевеща на них, пожаловались падишаху. И падишах послал за тремя братьями ясаула. Когда братья пришли к падишаху, тот сначала расспросил их о здоровье, а потом стал слушать человека, потерявшего верблюда.

- О падишах, - сказал человек, - вот эти люди своими собственными устами рассказали, что верблюд, которого я потерял, был самец, что у него был обрублен хвост и что он был слеп на один глаз. И они уверяют меня, что верблюда они не видели. Если они его не видели, то откуда они знают все его приметы?

Падишах попросил братьев ответить. Тогда старший брат сказал:

- Когда я увидел следы верблюда, я сразу понял, что это самец, потому что у верблюда-самца большое расстояние между ногами.

Средний брат сказал:

- Верблюд этот ронял навоз на середину дороги. Если бы хвост у него не был обрублен, он оставлял бы навоз по обеим сторонам дороги.

И младший брат добавил:

- Этот верблюд все время ел колючки только с одной стороны дороги, поэтому я понял, что он слепой на один глаз.

Потом падишах выслушал жалобу двоих людей, искавших женщину. Те сказали:

- О падишах, эти люди знают, что исчезла женщина, знают, что она бежала и была при этом беременна. Но они говорят, что ее не видели. Вот чему мы изумляемся!

- Видели вы эту женщину? - спросил падишах.

- Нет, о падишах, - ответили братья, - Мы поняли все, увидев ее следы.

Тогда падишах и говорит:

- Хорошо, я сейчас кое-что принесу, а вы угадайте, что это. Если не угадаете, значит, воры - вы.

- Неси, неси! - сказали братья.

Падишах принес сундучок и сказал:

- Вот угадайте, что в этом сундучке?

Старший брат постучал по крышке сундучка и сказал:

- То, что лежит в сундучке, - круглое.

Средний брат заметил:

- Ну, если оно круглое, то, значит, обязательно красное.

А младший брат добавил:

- Раз оно круглое да притом еще и красное, то это мазандеранский гранат.

Падишах открыл сундучок, все глянули - а там и впрямь оказался мазандеранский гранат. Тогда падишах сказал жалобщикам:

- Ищите в другом месте людей, которые похитили ваше добро, - и отпустил их.

А троих братьев падишах поселил в одном из своих покоев для гостей, оказал им почет и стал угощать их. Вечером послал падишах своим гостям прекрасный плов, а одному из ясаулов приказал:

- Стой у дверей братьев и слушай, о чем они будут говорить. Потом расскажешь мне о их беседе!

Стоит ясаул и слушает. Когда братья кончили есть, старший из них сказал:

- А ведь наш падишах - раб.

Средний брат сказал:

- Ты говоришь, что падишах - раб, а я замечу, что мясо, в кушанье, которое мы ели, - это мясо скотины, выкормленной поганым молоком.

А младший брат сказал:

- Рис, который был в нашем кушанье, - это рис, выращенный на кладбище.

Съели братья плов и улеглись спать, а ясаул передал их разговор падишаху.

Падишах поспешил к своей матери.

- Матушка, разве я раб? - спросил он.

Тогда мать ответила:

- Да, сынок, ты раб. Кроме меня у твоего отца была еще жена-невольница, которую он купил. У нее родился ты, а у меня родилась дочь. Девочку отдали ей, а тебя отдали мне. Вот как было дело, сынок.

Тогда падишах призвал человека, у которого было куплено мясо.

- Это правда, что скотина, которую ты сегодня прирезал, была выкормлена поганым молоком? - спросил он.

И тот ответил:

- Да, это правда, о падишах. У нас был ягненок, мать которого околела, так он сосал нашу суку.

После этого падишах позвал к себе продавца риса.

- Где ты сеял свой рис? - спросил он.

И продавец ответил:

- Я сеял рис возле кладбища.

Падишах поразился уму троих юношей, он оказал им множество почестей и сделал их своими ближайшими советниками.

Вот как мудро Аязхан и его сыновья вершили свои дела.