В старые времена жил один падишах, и не было ему равных в справедливости. Однажды сидел падишах, размышляя и спрашивая себя: «Интересно бы знать, кто хуже всех из людей и животных?» И вот что он придумал: «Худший из людей - это падишах, худший из скота - это мул, а худшая из птиц - сорока». Собрал падишах своих подданных и сказал:
- Есть у меня три вопроса. Кто на них ответит, того я сделаю своим везиром.
- Говори, говори, - зашумела толпа.
И падишах сказал:
- Пусть мне ответят в течение девяти дней, кто хуже всех среди людей, среди скота и среди птиц.
Тогда вышли из толпы три человека и сказали:
- Падишах, если дозволишь, мы попытаемся…
- Хорошо, - отвечал падишах, - позволяю, ищите ответ.
И три человека отправились в путь, чтобы разгадать загадку падишаха. Вот идут они, и встретился им по дороге верблюд, больной оспой.
- Ну, - сказали они, - хуже этой скотины ничего нет. Нам его послал аллах, давайте поймаем его! - и, поймав верблюда, повели его с собой.
Идут они дальше, а навстречу им - рыжий безбородый человек.
- Ну, - сказали они, - хуже этого человека и быть не может. Нам его послал аллах! - и взяли этого человека с собой.
Идут дальше, а навстречу им - ворона с перебитым крылом.
- Хуже этой птицы не бывает! - сказали они. - Теперь все три загадки падишаха разгаданы, - и, взяв с собой ворону, отправились назад.
Когда они возвращались, попался им на пути колодец. Присели они у колодца, и подошел к ним пастух.
- Счастья да удачи вам! - поздоровался с ними пастух и спросил: - Что вы тут делаете?
Тогда трое людей рассказали пастуху, в чем дело, и добавили:
- Вот мы и нашли тех, хуже которых не бывает ни среди людей, ни среди скота, ни среди птиц.
В это время к колодцу на водопой подошли овцы.
- Хорошо, - сказал пастух, - раз вы люди падишаха, посидите, я зарежу барана и угощу вас.
Пастух зарезал барана и приготовил еду. Накормив и напоив их чаем, пастух сказал:
- Те, кого вы с собой ведете, совсем не то, что требуется падишаху. Отпустите их, и я укажу вам существа, которые загадал падишах, но не называйте ему мое имя.
- Хорошо, мы не назовем твое имя. Скажи нам только разгадку!
И пастух сказал:
- Если вы скажете падишаху, что худший из людей - это падишах, худшее из скота - это мул, а худшая из птиц - сорока, он будет вами очень доволен.
Трое людей обрадовались и, не спросив пастуха, почему названные им существа самые плохие, отправились к падишаху. Еще издали они стали кричать:
- Падишах, мы разгадали твои загадки!
- Хорошо, - ответил падишах и спросил: - Скажите тогда, кто худший из людей?
И они сказали:
- О падишах, худший из людей - это падишах.
Когда же падишах попросил их объяснить почему, они ничего не могли сказать. Падишах вновь спросил:
- Ну ладно, а кто худший из животных?
- Худший из животных - мул, - ответили они.
Падишах опять спросил почему, но они и на это не могли ответить. И снова падишах спросил:
- Ну а какая птица хуже всех?
- О падишах, худшая из птиц - сорока.
Падишах снова спросил почему, но они опять не могли назвать причину. «Эге, - подумал падишах, - они знают ответы на мои загадки, но объяснить их не могут. Ясно, что их научил какой-то умный человек. Попробую-ка я узнать, кто он».
- Скажите, джигиты, кто вас этому научил? - спросил падишах.
- О падишах, мы догадались сами!
- Нет, - сказал падишах. - Вас кто-то научил. Приведите того, кто вас научил, - И он приставил к ним ясаула. И вот те трое пошли к пастуху.
- Тебя зовет падишах, - сказали они и хотели увести пастуха с собой. Но пастух им сказал:
- Постойте-ка, приятели, я же пастух. Не могу же я бросить чужую скотину. Пойдем отведем скотину ее хозяину, потом и отправимся к падишаху.
Так сначала они пригнали скотину ее хозяину, а потом отправились к падишаху.
- Ну, джигит, как тебя зовут и чем ты занимаешься? - спросил падишах.
- Меня зовут Аяз, - ответил пастух, - а занятие мое - пасти скот.
- Это ты, Аязхан, открыл им, что худший из людей - это падишах, худший из скота - мул, а худшая из птиц - сорока? - спросил падишах.
- Да, - ответил Аяз, - но только я просил, чтобы они не называли мое имя.
- В этом беды нет, - сказал падишах, - но ты объясни, почему названные тобой существа самые плохие.
И Аяз ответил:
- Падишах хуже всех потому, что его богатство налогом не облагается и податей он не платит. Он пользуется силой всех людей, но никому ничего не дает. Вот почему падишах самый плохой человек. Худшее из животных - мул, потому что он навсегда проклятая скотина: от него никогда не бывает приплода. А худшая из птиц - сорока, потому что эта тварь кладет яйца через рот.
Так ясно и понятно ответил Аяз на вопросы падишаха.
- Аязхан, все, что ты сказал, верно, - проговорил падишах и добавил: - Снимай свои чарыки!
Падишах одел Аяза в красивые одежды и сделал его своим везиром.
Аязхан взял свои чарыки и повесил в изголовье так, чтобы всегда видеть их, когда встает. Бывало, что разгневается Аязхан из-за чего-нибудь, но вдруг взглянет на свои чарыки и скажет себе: «Эй, Аязхан, погляди-ка на свои чарыки! Еще вчера ты был пастухом, а сегодня задираешь нос к небу, оттого что стал везиром!»
У Аязхана было три сына. Подросли они и выучились. В один из дней падишах умер, и вместо него падишахом сделали Аязхана. Долгое время справедливо правил Аязхан, но наконец совсем состарился. Призвал к себе Аязхан сыновей и сказал им:
- Дети, я стал совсем стар. Возьмите у меня денег, сколько вам нужно, и поживите в других городах. А когда я умру, кого-нибудь из вас, может быть, сделают падишахом, если это будет угодно богу. Народ это сам решит.
Выслушали сыновья Аязхана отцовское наставление, взяли необходимые им деньги и, попрощавшись, отправились в путь, чтобы поселиться в другом городе.
Шли они по дороге и вдруг увидели верблюжий след.
Тогда старший брат сказал:
- Это верблюд - самец.
Средний брат сказал:
- Если это верблюд-самец, то у него обрублен хвост.
А младший брат добавил:
- Если это верблюд-самец и у него обрублен хвост, то, видно, он слеп на один глаз.
Идут они дальше и видят на дороге след человека. Старший брат и говорит:
- Это след женщины.
Тогда средний брат говорит:
- Если это след женщины, то она бежала.
А младший брат замечает:
- Если это женщина, которая к тому же еще и бежала, то она, видно, беременна.
Пошли они дальше, а навстречу им всадник. Поздоровались они, а тот спрашивает:
- Эй, приятели, не видали ли вы верблюда?
Тогда старший брат сказал:
- Нет, не видали. А случайно не самец ли этот верблюд?
- Самец, - ответил всадник.
Тогда средний брат спросил:
- Приятель, а не бесхвостый ли это верблюд?
- Да, - ответил всадник.
Тогда спросил младший брат:
- Друг, а не слеп ли этот верблюд на один глаз?
- Верно, - сказал всадник. - Вы назвали все приметы коего верблюда, а говорите, что не видали его. Наверняка вы знаете, где мой верблюд, и я получу его с вас!
И всадник отправился следом за сыновьями Аязхана, требуя своего верблюда.
Шли они, шли, а навстречу им - двое людей. Поздоровались они, и те спрашивают:
- Эй, не видали ли вы по пути человека?
- Нет, не видали. А не женщина ли это была?
- Верно, женщина!
- И она бежала?
- Верно, бежала!
- А не была ли она беременной?
- Да, была!
Тогда те двое людей сказали:
- Вы назвали все приметы человека, которого мы ищем, а говорите, что не видали его. Мы потребуем с вас то, что ищем!
И эти люди тоже отправились следом за сыновьями Аязхана. Через некоторое время пришли братья в один город, устроились на постоялом дворе и стали там жить. Тогда те люди, что предъявляли юношам требования, клевеща на них, пожаловались падишаху. И падишах послал за тремя братьями ясаула. Когда братья пришли к падишаху, тот сначала расспросил их о здоровье, а потом стал слушать человека, потерявшего верблюда.
- О падишах, - сказал человек, - вот эти люди своими собственными устами рассказали, что верблюд, которого я потерял, был самец, что у него был обрублен хвост и что он был слеп на один глаз. И они уверяют меня, что верблюда они не видели. Если они его не видели, то откуда они знают все его приметы?
Падишах попросил братьев ответить. Тогда старший брат сказал:
- Когда я увидел следы верблюда, я сразу понял, что это самец, потому что у верблюда-самца большое расстояние между ногами.
Средний брат сказал:
- Верблюд этот ронял навоз на середину дороги. Если бы хвост у него не был обрублен, он оставлял бы навоз по обеим сторонам дороги.
И младший брат добавил:
- Этот верблюд все время ел колючки только с одной стороны дороги, поэтому я понял, что он слепой на один глаз.
Потом падишах выслушал жалобу двоих людей, искавших женщину. Те сказали:
- О падишах, эти люди знают, что исчезла женщина, знают, что она бежала и была при этом беременна. Но они говорят, что ее не видели. Вот чему мы изумляемся!
- Видели вы эту женщину? - спросил падишах.
- Нет, о падишах, - ответили братья, - Мы поняли все, увидев ее следы.
Тогда падишах и говорит:
- Хорошо, я сейчас кое-что принесу, а вы угадайте, что это. Если не угадаете, значит, воры - вы.
- Неси, неси! - сказали братья.
Падишах принес сундучок и сказал:
- Вот угадайте, что в этом сундучке?
Старший брат постучал по крышке сундучка и сказал:
- То, что лежит в сундучке, - круглое.
Средний брат заметил:
- Ну, если оно круглое, то, значит, обязательно красное.
А младший брат добавил:
- Раз оно круглое да притом еще и красное, то это мазандеранский гранат.
Падишах открыл сундучок, все глянули - а там и впрямь оказался мазандеранский гранат. Тогда падишах сказал жалобщикам:
- Ищите в другом месте людей, которые похитили ваше добро, - и отпустил их.
А троих братьев падишах поселил в одном из своих покоев для гостей, оказал им почет и стал угощать их. Вечером послал падишах своим гостям прекрасный плов, а одному из ясаулов приказал:
- Стой у дверей братьев и слушай, о чем они будут говорить. Потом расскажешь мне о их беседе!
Стоит ясаул и слушает. Когда братья кончили есть, старший из них сказал:
- А ведь наш падишах - раб.
Средний брат сказал:
- Ты говоришь, что падишах - раб, а я замечу, что мясо, в кушанье, которое мы ели, - это мясо скотины, выкормленной поганым молоком.
А младший брат сказал:
- Рис, который был в нашем кушанье, - это рис, выращенный на кладбище.
Съели братья плов и улеглись спать, а ясаул передал их разговор падишаху.
Падишах поспешил к своей матери.
- Матушка, разве я раб? - спросил он.
Тогда мать ответила:
- Да, сынок, ты раб. Кроме меня у твоего отца была еще жена-невольница, которую он купил. У нее родился ты, а у меня родилась дочь. Девочку отдали ей, а тебя отдали мне. Вот как было дело, сынок.
Тогда падишах призвал человека, у которого было куплено мясо.
- Это правда, что скотина, которую ты сегодня прирезал, была выкормлена поганым молоком? - спросил он.
И тот ответил:
- Да, это правда, о падишах. У нас был ягненок, мать которого околела, так он сосал нашу суку.
После этого падишах позвал к себе продавца риса.
- Где ты сеял свой рис? - спросил он.
И продавец ответил:
- Я сеял рис возле кладбища.
Падишах поразился уму троих юношей, он оказал им множество почестей и сделал их своими ближайшими советниками.
Вот как мудро Аязхан и его сыновья вершили свои дела.