В одной стране падишах рассылал своих людей подслушивать разговоры, которые велись в городе. А у падишаха был добрый везир. Однажды ночью этот везир ходил по городу, интересуясь, о чем говорят люди, и услыхал чей-то голос. Везир подумал: «Что это значит?» - подошел поближе и увидел, что в одном старом доме сидит человек и ткет ковер. Человек ткал ковер и приговаривал со слезами в голосе: «О мой язык, тысячу раз молю тебя, не ввергай меня в беду!» И так каждую ночь до рассвета человек ткал ковер и обращался с мольбой к своему языку.
«Тут должен быть какой-то смысл», - подумал везир и стал всякий раз приходить к этому человеку и подслушивать.
А человек этот очень искусно ткал ковры. На свете не было другого, кто бы ткал ковры так, как он.
Однажды, соткав ковер, человек понес его на базар продавать. И не было на базаре ковра более прекрасного, чем этот. Тогда один из тех, кто был в это время на базаре, пришел к падишаху и сказал:
- О мой шах, сейчас на базаре один человек продает очень красивый ковер. Такого ковра на базаре еще никогда не бывало, и ему пристало быть только в твоем доме. Я понял это и пришел тебе об этом сказать.
- Ступай и позови этого человека ко мне! - приказал тогда падишах.
Тот пошел и сказал ковроделу:
- Тебя зовет падишах!
Ковродел явился к падишаху.
Увидев ковер, падишах изумился и спросил:
- Сколько же он стоит?
Человек назвал свою цену, и падишах, заплатив деньги, купил ковер.
Ковродел отправился по своим делам, а падишах созвал своих везиров и векилей и сказал:
- О люди, сегодня я купил замечательный ковер! А теперь посоветуйте, как его получше употребить.
Каждый что-нибудь посоветовал. Только умный везир стоял молча. Тогда падишах спросил:
- О везир, каждый из присутствующих что-то мне посоветовал, один ты не сказал ни слова.
- О мой шах, - отвечал тогда везир. - Я хотел бы сказать вот что: давай позовем человека, который соткал ковер, и спросим его совета. Он знает лучше нас, как употребить этот ковер.
Падишах одобрил слова везира. Он позвал ковродела и спросил:
- О хозяин ковра, ты его соткал, а мы его купили. Так как же лучше всего употребить твой ковер?
И человек ответил:
- О мой шах, вот когда ты умрешь, пусть на этом ковре прочитают по тебе молитву. Лучше всего этот ковер употребить именно так, а до тех пор спрячь его.
Ответ ковродела привел падишаха в ярость. Он позвал палачей и приказал:
- Вздернуть этого человека на виселицу!
Но тут умный везир обратился к падишаху с просьбой:
- О мой шах, я очень прошу тебя: избавь этого человека от смерти. Дело в том, что однажды, когда я ходил с караулом по городу, я услышал чей-то голос. Я подошел поближе и увидел человека, который ночью ткал ковер и говорил со слезами в голосе, обращаясь к своему языку: «О мой язык, умоляю, не навлекай беды на мою голову!» И так каждую ночь я приходил послушать, что говорит этот человек, а на рассвете возвращался назад. Против длинного языка нет средства, любое дело человека зависит от его языка. Освободи его.
Падишах согласился и освободил ковродела от смерти. Тот вернулся домой и снова занялся своим делом, по-прежнему с плачем моля свой язык не ввергать его в беду. А везир с тех пор говаривал: «Когда не знаешь, что скажет твой язык, - это большое бедствие. Уж лучше быть немым».