Говорят, жили когда-то Икычуринский, Колючинский и Науканка. Все они были шаманами. Науканка не хотела замуж выходить.
Однажды во время камлания встретились шаман Колючинский и шаман Икычуринский. И вот Колючинский позвал в гости Икычуринского.
Назавтра, проснувшись, Икычуринский сказал матери, что идет в гости к Колючинскому. Сказал и отправился в гости.
- Ой, кто там? - спросил сидевший в пологе Колючинский, услышав, что кто-то в сени вошел.
- Это я, Икычуринский, - отвечает гость.
- Ну входи в полог, раз пришел. Давай посытнее поедим, - говорит хозяин.
И вот приготовила мать Колючинскому вкусную еду. Молодую птицу сварила. Поели шаманы, решили отдохнуть: вечером все равно ничего не могли сделать.
- Давай пока поиграем, - сказал Колючинский и достал бубен.
Стал гость камлать. Колючинский спрашивает:
- Кого, интересно, ты взял в товарищи?
- Да вот баклана! А ты?
- Песца! Ты знаешь Науканку, которая не хочет замуж идти?
- Зачем ты меня о ней спрашиваешь? Наверное, хочешь пойти к ней? - говорит в ответ Икычуринский.
- Давай пойдем! Очень ее красоту хвалят.
- Ну что ж, пойдем! Вот только не верю я твоему песцу, - говорит Икычуринский.
- А ты не сомневайся! Лучше сейчас же пойти! Сегодня женщина третий день мячей не делает. Она ведь ежедневно мячи делает, чтобы они сторожили ее.
Отправились шаманы. Идут. Колючинский в песца превратился, а Икычуринский - в баклана. Принюхиваясь, песец бегает туда-сюда. Икычуринский и говорит:
- Ну его, песца, давай его оставим.
Дальше отправились. Идут, идут, вдруг Икычуринский под водой пошел, а на вопрос товарища ответил:
- Разве ты не видишь, ищет нас сторож женщины? Поэтому я пошел под водой.
Тут Икычуринский нырнул прямо в море и уже в селении женщины говорит своему товарищу:
- Вон женщина вышла, сторожа идет проверять! А мы давай под двумя камнями спрячемся!
А сторожем-то у женщины мяч был. Идет она с мячом в руках. Мяч прямо огнем горит, лучи во все стороны разбрасывает, все вокруг себя высвечивает. Чуть-чуть шаманов не высветил. Вошла женщина в дом. Мужчины вслед за ней тайком вошли. Вдруг отец говорит женщине:
- Завтра набей мяч птичьим пером, которое на берегу моря соберешь.
- Пойдем на берег и превратимся в птичье перо, - говорит товарищу Икычуринский.
Пошли они на берег моря и превратились в птичье перо.
Стала женщина наутро собирать птичьи перья. Проверила хорошенько, стала в мяч класть. Икычуринского сразу положила, а Колючинского долго щупала - наверное, о чем-то догадывалась. Но все равно и его положила.
Потыкала женщина мяч на всякий случай, да так и зашила, ни о чем не догадавшись. Стала мяч испытывать. Он, как и всегда, светится. Стала подкидывать его - на легкость проверять, мяч вдруг в воду покатился. Погналась женщина за ним. Вдруг увидела моржа. Выскочил из воды Икычуринский, проглотил мяч с женщиной и отправился домой.
- Раз уж мы ее вместе добывали, давай вместе ее мужьями будем, - говорит Колючинский Икычуринскому, - пусть она немного у тебя поживет, а потом я ее к себе возьму.
Немного спустя привел Колючинский Науканку к себе и оставил навсегда.
Вот однажды Икычуринский говорит матери:
- Что-то мы без внука живем. Ты убей эту женщину, а я ее потом оживлю!
Заболела женщина и, хоть лечил ее Колючинский, умерла. Долго Колючинский не хоронил ее. Похоронил, только когда мать позволила.
- Ну вот, похоронил Колючинский женщину. Пойду я за ней, - сказал Икычуринский своей матери.
Вдруг что-то треснуло на крыше. Сын снаружи говорит матери:
- Не пугайся, сейчас я ее внесу! А ты ее как можно быстрее оттаивай!
Оттаяла женщина, полнеть начала и прежней стала. Когда совсем оттаяла, посадил ее баклан - и ожила женщина. Хорошо стали жить, а Колючинский так один и живет.