Сказка о соплячке Нусха Му

Давным-давно это было. Жили-были старик со старухой, и у них было много скота. Вскоре мать почувствовала приближение смерти, сделала завещание - половиной проданного имущества сделать поминки. Так братья и поступили. Вскоре умер и отец. Перед смертью отец попросил сыновей три ночи ночевать на его могиле.

Старик умер, сыновья сделали поминки. Наступил вечер, и младший брат Нусха My - Соплячок спрашивает братьев: "Братья, братья, кто первый пойдет ночевать на могилу отца?" Братья разозлились на него за сказанные слова. За то, что Соплячок напомнил им о наказе отца. Братья отказались идти ночью на могилу отца, но младший брат Нусха My, несмотря на увещевания братьев, отправился туда ночевать.

Так прошла длинная ночь. Наступило утро, и Соплячок вернулся домой. Его встретили братья с вопросом: "Ну, что преподнес тебе покойный отец?" Стали они насмехаться над Нусха My.

Наступил вечер, и Нусха My опять пошел ночевать на могилу отца, и тут голос отца спрашивает его: "Кто ты?" Нусха My отозвался. Отец спросил о старших братьях, что они делают после его смерти. Нусха My рассказал отцу о насмешках старших братьев. Наутро Нусха вернулся домой и снова услышал те же насмешки своих братьев.

На третий вечер опять Нусха My напомнил братьям о завещании отца - три дня подряд ночевать на его могиле. Только посмеялись братья над словами Нусха My и даже избили его. Но Нусха My все-таки отправился на отцовскую могилу. Отец и в этот вечер спросил младшего сына о его братьях. На его вопрос Нусха My ответил, что они - братья - забыли его наказ, да еще избивают и насмехаются над младшим братом.

Отец сказал: "Тогда оставляю только тебе свое счастье-кишиг". Так сказал отец младшему сыну и подарил три волоска черного, серого и желтоватого цветов, которые по первому велению хозяина должны превратиться в коней. Если поджечь черный волосок, то появится конь черной масти, оседланный и весь снаряженный. Если поджечь серый волосок, то появится серый конь, красивее предыдущего, весь в боевом снаряжении. Подожжешь желтоватый волосок - появится летящий конь, оседланный и снаряженный по-боевому. Так сказал ему отец. Взял Нусха My отцовский подарок и наутро вернулся домой, где его встретили злые братья, которые не пустили Нусха My на порог.

И видит Нусха My, что братья собираются на скачки, которые устраивает хан, чтобы среди победителей этих скачек найти жениха для дочерей. Сели братья на телегу и отправились в путь. Младший брат Соплячок Нусха My просил их взять его с собой на предсвадебные состязания. Но братья отругали его, приговаривая при этом: "Кто тебя такого возьмет на скачки? Тебе лучше сидеть дома в своем бедном джолуме, поедая свой черный будан". Посмеявшись над младшим братом, они уехали во владения хана.

Оставшись один, Нусха My снял свою ветхую одежду и дырявый тулупчик. Вытащил он черный волосок, подаренный ему отцом, поджег его, и тут же появился конь, с седлом и боевым снаряжением. Подбежал конь к Нусха My - Соплячку, тот сел на него и поскакал. На пути он догнал братьев, которые ехали на телеге, запряженной парой волов. Братья не узнали его, и Нусха My проскакал мимо них. Братья, увидев красивого парня на великолепном скакуне черной масти, сказали: "Наверное, этот человек женится на одной из ханских дочерей, так он хорош собой".

А Нусха My тем временем прибыл в ханский дворец, слез с коня. Люди, собравшиеся посмотреть богатырские скачки, увидев коня Нусха My, его сбрую, залюбовались им. Познакомился он с младшей ханской дочерью и договорился с ней о встрече. Предупредил ее он также о встрече на завтрашний день, когда приедет на коне серой масти, послезавтра же он должен приехать на крылатом коне. "Я буду стоять в стороне, среди людей",- сказал он. Девушка согласилась. Поехал Нусха My домой, победив на скачках, переоделся в плохую одежду.

Братья тоже вернулись домой и стали разговаривать между собой: "Жаль, что Нусха My не видел всадника на черном коне, который прибыл на предсвадебные состязания. Впрочем, зачем ему видеть его? Незачем".

На второй день все повторилось.

На третий день братья опять отправились во владения хана. Нусха My попросил взять его с собой. Но братья снова посмеялись над его словами, приговаривая при этом: "Сиди дома и ешь будан, тебе и этого хватит". И, сказав эти обидные слова, братья отправились в далекий путь.

Как только они отъехали, Нусха My вытащил желтый волосок, поджег его, и тут же перед ним появился конь в боевом снаряжении, с оружием для всадника. Сменил Нусха My свою бедную одежду на новую и отправился к ханскому дворцу. Проехал он мимо братьев на своем быстром скакуне, а те и не подумали, что встретившийся им всадник на красивом коне - их младший брат Нусха My. И братья решили меж собой, что этот всадник победит на состязаниях и женится на ханской дочери.

А Нусха My вскоре прибыл к ханским дверям, и невольно люди, собравшиеся там, заколебались: любоваться им всадником или скакуном. Они говорили меж собой, что кто-то из трех красивых наездников должен жениться на ханской дочери, не подозревая, что это был один и тот же человек - младший брат.

На следующий день братья отправились к ханскому дворцу и взяли с собой Нусха My. Они втроем прибыли в ханский дворец. А хан тем временем попросил трех дочерей найти себе суженых среди присутствующих в ханском дворце. Выбор двоих дочерей пал на очень красивых юношей, а младшая узнала Нусха My, который был в грязной одежонке, в ветхом тулупчике, и выбрала его. Хан взял старших дочерей вместе с женихами в ханский дворец, а младшую дочь, разозлившись на ее выбор, оставил в маленьком домике из травы.

Вскоре началась война, и хан отправился на войну вместе с мужьями старших дочерей, младшей же сказал, злясь на дочь: "Если бы ты вышла замуж за достойного человека, я бы взял его с собой на войну".

Вдруг ханше приснился плохой сон о том, что хана ранило в бою. И об этом сне она поведала мужу младшей дочери Нусха My. Попросила она также Нусха My навестить хана, чтобы узнать, как обстоят у него дела. Послушался Нусха My ханшу и отправился в далекий путь на плохонькой лошаденке, но потом ее оставил, а сам оседлал красивого коня, который появился из волоска, подаренного отцом. Сам он также переоделся в красивую одежду. Оседлал он черного скакуна и поскакал.

Вскоре он прибыл на поле битвы. Хан, весь израненный, попросил у него помощи. Быстро поднялся Нусха My, вытащил меч и стал уничтожать врагов, разрубая их на две части. Тут Нусха My сильно ранили, и он не знал, чем перевязать свои раны, тогда хан перевязал его рану шелковой накидкой - оркомджи. Прибыл он после битвы домой, взял ханский оркомджи с собой, а из гривы коня вырвал волосок. После этого его конь ускакал. А сам он, переодевшись в ветхую одежду, отправился домой.

После боев возвратился хан, весь усталый и измученный. Сказали хану, что он должен пить суп-шолюн из мяса сайгака. Послал хан за сайгаками своих старших зятьев, но, немного времени подождав их с добычей, сказал зятю Нусха My: "Отправляйся за сайгаком!" Уехав за край хотона, Нусха My вытащил сероватый волосок, подаренный ему отцом, поджег его, и перед ним предстал конь серой масти, уже оседланный, а красивая одежда, предназначенная Нусха My, привязана была к седлу.

Нусха My сбросил ветхую одежонку, быстро переоделся и стал искать двух ханских зятьев. Они никак не могли подстрелить сайгаков. Схватил Нусха My ружье и со словами: "Пусть верхний слой мяса станет ядом, а внутренний - пусть станет целебным аршаном"- подстрелил сайгака.

Тут Нусха My с добычей увидели ханские зятья и говорят ему: "Нашему хану срочно нужно выпить суп из сайгачатины, иначе он не выздоровеет". Нусха My согласился отдать сайгака, но только в обмен на мизинец одного зятя и на мочку уха другого зятя. Согласились ханские зятья на условия Нусха My, схватили тушку сайгака и поехали с добычей в ханский дворец, где их уже ждали с нетерпением. Быстро сварили слуги хана сайгачий суп. Попробовал хан его, и ему еще тяжелее стало.

Нусха My также прибыл домой, надев по пути свою обычную ветхую одежонку. Приказал он сварить внутренности сайгака, которые ленивые старшие зятья не стали брать с собой, а сваренные внутренности отнести хану. Вскоре младшая дочь со словами, что сваренный дотур - внутренности - не станет ядом для отца, поставила его перед отцом. Попробовал хан еду, которую принесла младшая дочь. Показалась она ему очень вкусной, съел он все и выздоровел.

Прошло немного времени, и хан решил испытать своих старших зятьев. Призвал он их к себе и говорит: "У нас есть давно кобылица, которая приносит приплод только в безлюдной выгоревшей степи. Как только у нее появляется жеребенок величиной с ладонь, его уносит черная туча величиной со шкуру быка. Надо забрать жеребенка у кобылицы прежде, чем его возьмет с собой черная туча". Так приказал хан.

Поехали два ханских зятя в безлюдную белую степь. Настала ночь, и они увидели, как появился жеребенок, которого унесла туча. Забрать с собой жеребенка они не смогли. Вернулись они домой ни с чем. Тогда младшая дочь просит отца: "Отец, пусть мой муж испробует свои силы. Пусть он попытается спасти жеребенка".- "Пусть испробует свои силы",- сказал хан, и отправился Нусха My в путь по поручению хана. Хану ничего не оставалось делать, как послать Нусха My: старшие зятья так и вернулись ни с чем.

Снарядили они Нусха My в дорогу. Для его неказистого коня сделали вожжи из веревки. Выехал он из хотона, отпустил восвояси своего неказистого коня, а сам вытащил желтоватый волосок и поджег его. Тут же появился красиво снаряженный конь, принес он также с собой боевое оружие для Нусха My. Снял Нусха дырявую ветхую одежду и переоделся в богатырскую одежду. Помчался он, не жалея своего богатырского коня, и прибыл в то место в безлюдной степи, где рождался у кобылицы жеребенок.

Стал он незаметно от кобылицы следить за ней. Наконец у нее появился жеребенок. Не успела черная туча, величиной с бычью шкуру, схватить жеребенка, как Нусха My выстрелил. И вдруг после выстрела на землю упал огонь, величиной с кулак. Когда он подъехал и посмотрел на блестящий предмет поближе, он увидел золотое кольцо. Схватил он волшебное кольцо и быстро приехал в родной нутук, сняв сначала богатырскую одежду и переодевшись в дырявую ветхую рубаху. А кольцо он отдал жене, и она его куда-то спрятала. И остался он сидеть дома как ни в чем не бывало.

А старшим зятьям хан опять дает задание. На этот раз они должны пригнать с неба табун лошадей: так выросли уже жеребята, что не помещаются в небесном пространстве. И их надо пригнать в ханский нутук. А жена хана давно доняла, что ее старшие зятья не смогут пригнать табун лошадей, и говорит хану: "Надо еще и Нусха My отправить, хоть и считается, что на него мало надежды". Но сколько она ни просила, хан был против отправки Нусха My за табуном коней. Но, в конце концов, поддавшись на уговоры ханши, он решил отправить и Нусха My. Надел Нусха My плохонькую одежонку, коня снарядил кое-как и отправился в далекий путь. Но на краю хотона оставил он свою лошадку и зажег желтоватый волосок, дарованный ему отцом.

И тут же прилетел крылатый конь, богато снаряженный, уже оседланный, а к седлу была приторочена красивая одежда, предназначенная для Нусха My. Оседлал крылатого коня Нусха My и полетел на небо в поисках табуна. Увидели его два старших зятя и догадались, что этот богатырь и есть Нусха My, и договорились меж собой, что они отберут у него табун.

А Нусха My в поисках табуна стал ходить по небу и вдруг увидел перед собой дворец. А за дворцом он заметил похищенный табун лошадей. Когда он подошел ко дворцу, то увидел женщину, которая стирала белье. Спросил он, где ее муж. Она ответила, что он крепко спит. Когда Нусха My вошел во дворец, то увидел мужчину. Выхватил Нусха My меч из ножен и изрубил его на мелкие кусочки. Нусха My отправился дальше в дорогу, прихватив с собой добычу - табун лошадей. Спустился он с небес на землю и видит перед собой большой белый дворец. Вдруг заговорил его конь: "В этот дом не заходи, в этом доме хотят тебя убить". Но зашел он в дом, и его стали усаживать на почетное место, усадили его на белый ковер-ширдык. А под этим ширдыком была вырыта яма глубиной в девяносто девять саженей. Туда и упал Нусха My, забыв о словах коня. Упал он так сильно, что все кости переломал.

А эту западню устроили Нусха My два ханских зятя, которые тут же угнали табун. И ускакали в сторону ханского дворца.

Между тем Нусха My не знал, как выбраться из подземелья - тама, глубина которого девяносто девять саженей. Долго он лежал. Вдруг видит, что мимо него ползет муравей с поломанной ногой. Взял муравей листочек травы, тер-тер свою рану, быстро излечился и вылез наружу. Обрадовался Нусха My и повторил действия муравья, и также быстро излечился. Не знал Нусха My, как выбраться ему из ямы. И тут он видит, что около ямы остановился волк, а его девяностосаженный хвост был опущен на радость Нусха My в яму. Нусха My вылез из подземелья, схватившись за волчий хвост.

Вылез Нусха My из глубокого подземелья, оседлал коня и поскакал в свой хотон. На краю хотона он снял свою дорогую одежду и снова принял вид несчастного сироты. Вытащил он также ханский оркомджи, а на него положил золотое кольцо так, чтобы отсвет от него достигал дворца хана. Увидел хан свет, который шел из бедной юрты Нусха My, подумал он, что у Нусха My загорелась бедная юрта. И распорядился привезти свою дочь. Но когда хан пришел в бедную юрту, то увидел, что свет идет от золотого кольца, и также увидел шелковый оркомджи черного цвета, подаренный им Нусха My.

Понял тогда хан, что неказистый человек Нусха My - не тот, за кого он себя выдает, а смелый и храбрый человек, достойный всяческих почестей. Пришел он во дворец, велел поставить стол, за которым никогда сам не сидел, а на нем - расставить всякие яства, которые сам никогда не ел. Через слуг позвал хан Нусха My во дворец.

Один раз позвал хан - Нусха My не пришел, второй раз позвал - тот не пришел, только в третий раз соизволил прийти, переодевшись в красивую одежду.

Хан посадил Нусха My рядом с собой, угостил он его всякими яствами, стали они вести меж собой обстоятельный разговор. И тогда Нусха My поведал хану о своих тайных делах. А также задал хану несколько вопросов: "Когда вы были ранены, вы воспользовались помощью всадника на черном коне?"- "Да, помню",- ответил хан. Дальше ведет расспросы Нусха My: "Перевязывали вы рану этому всаднику черным шелковым оркомджи?" Хан ответил утвердительно. И тут Нусха My спросил: "А помните, когда вы пришли с войны и заболели, вас можно было излечить только сайгачьим шолюном? И вы попросили двух зятьев поехать на охоту и добыть сайгака. Но они пришли без добычи. И тогда я отправился за сайгаком, хотя вы были уверены в том, что я никогда его не добуду",- добавил Нусха My.

Опять согласился с его доводами хан.

Вновь продолжил свой рассказ Нусха My: "Вашим зятьям я отдал сайгака, которого я добыл на охоте, но в обмен отрезал мизинец у одного, у другого же отрезал мочку уха". Позвал хан двух зятьев, так и есть: нет мизинца у одного и мочки уха у другого. Тогда Нусха My поведал хану о том, что зятья сбросили его в яму глубиной в девяносто девять саженей.

Казнил хан двух зятьев. После этого Нусха My женил старших братьев на ханских дочерях. А сам стал поживать богато и счастливо.