Зеркала

Зеркала -

      на стене.

Зеркала -

      на столе.

У тебя в портмоне,

в антикварном старье.

 

Не гляди!

      Отвернись!

Это мир под ключом.

В блеск граненых границ

кто вошел - заключен.

 

Койка с кучей тряпья,

тронный зал короля -

всё в себя,

      всё в себя

занесли зеркала.

 

Руку

   ты подняла,

косу

    ты заплела -

навсегда,

      навсегда

скрыли их зеркала.

 

Смотрят два близнеца,

друг за другом следя.

По ночам -

         без лица,

помутнев как слюда,

 

смутно чувствуют:

             дверь,

кресла,

      угол стола, -

пустота!

      Но не верь:

не пусты зеркала!

 

Никакой ретушер

не подменит лица,

кто вошел -

        тот вошел

жить в стекле без конца.

 

Жизни

    точный двойник,

верно преданный ей,

крепко держит

            тайник

наших подлинных дней.

 

Кто ушел -

         тот ушел.

Время в раму втекло.

Прячет ключ хорошо

это злое стекло.

 

Даже взгляд,

          и кивок,

и бровей два крыла -

ничего!

      Никого

не вернут заркала! -

 

Сколько раз я тебя убеждал: не смотри в зеркала так часто! Ведь оно, это злое зеркало, отнимает часть твоих глаз и снимает с тебя тонкий слой драгоценных молекул розовой кожи. И опять все то же. Ты все тоньше. Пять ничтожных секунд протекло, и бескровно какая-то доля микрона перешла с тебя на стекло и легла в его радужной толще. А стекло - незаметно, но толще. День за днем оно отнимает что-то у личика, и зато увеличиваются его семицветные грани. Но, может, в стекле ты сохранней? И оно как хрустальный альбом с миллионом незримо напластанных снимков, где то в голубом, то в зеленом приближаешься или отдаляешься ты? Там хранятся все твои рты, улыбающиеся или удивляющиеся. Все твои пальцы

и плечи - разные утром и вечером, когда свет от лампы кладет на тебя свои желтые лапы... И все же начала ты убывать. Зачем же себя убивать? Не сразу, не быстро, но верь: отражения - это убийства, похищения нас. Как в кино, каждый час ты все больше в зеркальном своем медальоне и все меньше во мне, отдаленней... Но -

в зеркалах не исчезают

ничьи глаза,

          ничьи черты.

Они не могут знать,

                не знают

неотраженной пустоты.

 

На амальгаме

          от рожденья

хранят тончайшие слои

бесчисленные отраженья

как наблюдения свои.

 

Так

  хлорвиниловая лента

и намагниченная нить

беседы наши,

          споры,

             сплетни,

подслушав,

        может сохранить.

 

И с зеркалами

          так бывает...

(Как бы свидетель не возник!)

Их где-то, может, разбивают,

чтоб правду выкрошить из них?

 

Метет история осколки

и крошки битого стекла,

чтоб в галереях

          в позах стольких

ложь фигурировать могла.

 

Но живопись -

          и та свидетель.

Сорвать со стен ее,

                стащить!

Вдруг,

     как у Гоголя в «Портрете»,

из рамы взглянет ростовщик?

 

...В серебряной овальной раме

висит старинное одно, -

на свадьбе

         и в дальнейшей драме

присутствовало и оно.

 

За пестрой и случайной сменой

сцен и картин

          не уследить.

Но за историей семейной

оно не может

          не следить.

 

Каренина -

          или другая,

Дориан Грей -

          или иной, -

свидетель в раме,

            наблюдая,

всегда стоял за их спиной.

 

Гостям казалось:

          все на месте,

стол с серебром на шесть персон.

Десятилетья

          в том семействе

шли, как счастливый, легкий сон.

 

Но дело в том,

          что эта чинность

в глаза бесстыдно нам лгала.

Жизнь

    притворяться

            наловчилась,

а правду

       знали зеркала.

 

К гостям -

       в обычной милой роли,

к нему -

       с улыбкой,

              как жена,

но к зеркалу -

            гримаса боли

не раз была обращена.

 

К итогу замкнутого быта

в час панихиды мы придем.

Но умерла

      или убита -

кто выяснит, -

            каким путем?

 

И как он выглядит,

               преступник

(с платком на время похорон),

кто знает,

       чем он вас пристукнет:

обидой,

     лаской,

          топором?

 

Но трещина,

        изломом призмы

рассекшая овал стекла,

как подпись

     очевидца жизни

минувшее пересекла.

 

И тускло отражались веки

в двуглавых зеркальцах монет.

Все это

      спрятано навеки...

Навеки, думаете?

               Нет! -

 

Все это в прошлом, прочно забытом. Время его истекло. И зеркало гаснет в чулане забитом. Но вот что: тебя у меня отнимает стекло. Нас подло крадут отражения. Разве в этой витрине не ты? Разве вон в том витраже не я? Разве окно не украло твои черты, не вложило в прозрачную книгу? Довольно мелькнуть секунде, ничтожному мигу - и вновь слистали тебя. Окна моют в апрельскую оттепель, - переплеты прозрачных книг. Что в них хранится? И дома - это ведь библиотеки, где двойник на каждой странице: то идет, то поник. Это страшно, поверь! Каждая дверь смеет иметь свою тень. Тысячи стен обладают тобою. Оркестр на концерте тебя отражает каждою медной и никелевой трубою. Столовый нож, как сабля наголо, нагло сечет твой рот! Все тебя здесь берет - и когда-нибудь отберет навеки. И такую, как ты, уже не найдешь ни на одной из планет. Как это было мною сказано? -

 

«И тускло отражались веки

в двуглавых зеркальцах монет.

Все это

       спрятано навеки...

Навеки, думаете?

              Нет!»

 

Все в нашей власти,

              в нашей власти.

И в антикварный магазин

войдет магнитофонный мастер,

себя при входе отразив.

 

Он изучал строенье трещин,

он догадался,

       как постичь

мир отражений,

          засекреченный

в слоях невидимых частиц.

 

Там -

      среди редкостей витрины,

фарфора,

      хрусталя,

            колец -

заметит он овал старинный,

вглядится,

      вспомнит наконец

 

пятно,

    затерянное в детстве,

завещанное кисеей,

где,

  как пропавшая без вести,

она исчезла...

            Где ж ее

 

глаза,

     открывшиеся утром

(но их закрыть не преминут),

и где

    последняя минута,

где предыдущих пять минут?

 

Ему тогда сказали:

             - Выйди! -

И повторили:

         - Выйди прочь! -

Кто ж,

    кроме зеркала,

                увидел

то, что случилось в эту ночь?

 

- С изъяном зеркальце,

                  учтите.

- А, с трещиной...

            Предупрежден.

- Вы редкости, я вижу, чтите...

 

Домой,

     под проливным дождем

домой,

     где начат трудный опыт,

где блики в комнате парят,

где ждет,

      как многоглазый робот,

с рентгеном схожий аппарат;

 

где,

  зайчиком отбросив солнце,

всю душу опыту отдаст

живущий в вечном эдисонстве

и одиночестве -

            фантаст. -

 

Но путь испытателя крут, особенно если беретесь за еще не изведанный труд. Сначала - гипотеза, нить... Но не бойтесь гипотез! Лучше жить в постоянных ушибах, спотыкаясь, ища... Но однажды сквозь мусор ошибок выглянет ключ. Возможно, что луч, ложась на стекло под углом, придает составным особый уклон, и частицы встают, как иглы ежа: каждая - снимок, колючий начес световых невидимок. Верно ли? Спорно ли? Просто, как

в формуле:

 

      n2 = 1 + (4 pi N e2)/K ?

 

(Эн квадрат равняется единице плюс дробь, где числитель четыре пи эн е квадрат, а знаменатель некое К?)

 

Но цель еще далека, а стекло безответно и гладко. Но уже шевелится догадка! Что, если выпрямить иглы частиц, возвратить, воскресить отражение? Я на верном пути! Так идти - от решения к решению, ни за что не назад! Нити лазеров скрещиваются и скользят. Вот уже что-то мерещится! -

Покроет

      серебристый иней

поверхность света и теней,

пучки

    могущественных линий

заставит он скользить по ней.

 

Еще туманно,

      непонятно,

но калька первая снята,

сейчас начнут

      смещаться пятна,

возникнут тени и цвета,

 

И - неудачами

            не сломлен,

в таинственнейшей темноте

он осторожно,

         слой за слоем,

начнет снимать виденья те,

 

которым не было возврата,

и, зеркало

         зачаровав,

заставит возвращаться к завтра

давно прошедшее вчера!

 

Границы тайны расступаются,

как в сказке «Отворись, Сезам!».

Смотрите, видите?

           Вот - пальцы,

к глазам прижатые,

              к слезам.

 

Вот - женское лицо померкло

измученностью бледных щек,

а зеркало -

      мгновенно, мельком

взгляд ненавидящий обжег.

 

Спиною к зеркалу

             вас любят,

вас чтут,

      а к зеркалу лицом

ждут вашей гибели,

               и губят,

и душат золотым кольцом.

 

Он видит мальчика в овале,

себя он вспомнил самого,

как с ним возились,

               целовали

спиною к зеркалу - его.

 

Лицом к нему -

            во всем помеха,

но как избавиться,

               как сбыть?

И вновь видение померкло.

Рука с постели просит пить...

 

Но мы не будем увлекаться

сюжетом детективных книг,

а что дадут

        вместо лекарства -

овал покажет через миг...

 

И вдруг на воскрешенной ртути

мольба уже ослабших рук

                    и стон:

- Убейте, четвертуйте,

дитя оставьте жить! -

                  И вдруг,

 

как будто нет другого средства -

не отражать! -

            сорвется вниз,

ударится звенящем сердцем

об угол зеркало...

              И жизнь

 

в бесчисленных зловещих сценах

себя

   недаром заперла!

Тут был не дом,

            тут был застенок, -

и это знали зеркала.

 

Все вышло!

      С неизбежной смертью

угроз, усмешек, слез, зевот -

ушло

  все прежнее столетье!

А отраженье -

            вот -

                живет...

 

На улице темно,

            ненастно,

нет солнца в тусклой вышине.

Отвозят

      бедного фантаста

в дом на Матросской Тишине. -

 

А тебя давно почему-то нет. Но разве жалоба зеркало тронет? В какой же витрине тонет твой медленный шаг, твои серьги в ушах, твой платочек, наброшенный на голову? И экрану киношному, наглому дано право и власть тебя отобрать из других и вобрать. А меня обобрать, обокрасть. И у блеска гранитных камней есть такое же право. Право, нет, ты уже не вернешься ко мне, как прежде, любя. Безнадежная бездна, какой ты подверглась! Фары машин, как желтые половцы, взяли тебя в полон. Полированная поверхность колонн обвела тебя вокруг себя. Не судьба мне с тобою встретиться. Но осталось еще на столе карманное зеркальце, где твое сверкало лицо, где клубилась волос твоих путаница. Зеркальный кружок из-под пудреницы меньше кофейного блюдца. В нем еще твои губы смеются, мутный еще от дыханья, пахнет твоими духами, руками твоими согрет!

 

Но секрет отражений ведь найден. Тот фантаст оказался прав: сколько вынуто было зеркал из оправ и разгадано! Значит, можно по слоику на день тебя себе возвращать, хоть по глазу, по рту, по витку со лба, какой перед зеркальцем свесился. Слоик снял - и ты смотришь так весело! Снял еще - слезы льются со щек. Что случилось тогда, когда слезы? Серьезное что-то? Ты угрюма - с чего? Вдруг взглянула задумчиво. Снял еще - ты меня будто любишь. А сейчас выжимаешь из тубы белую пасту на щетку. Вот рисуешь себе сердцевидные губы и лицо освежаешь пушком. Можно жить и с зеркальным кружком, если полностью нету. Так, возьмешь безделицу эту - и она с тобой может быть... -

А может быть,

          пещеры,

                скалы,

дворцы Венеций и Гренад,

жизнь,

   что историки искали,

в себе,

      как стенопись,

                  хранят?

 

Быть может,

      сохранили стены

для нас,

      для будущих времен,

на острове Святой Елены

как умирал Наполеон?

 

И в крепости Петра и Павла,

где смертник ночь провел без сна,

ничто для правды

               не пропало,

и расшифровки ждет стена?

 

А «Искры» ленинской

                  страница

засняла между строк своих

над ней

      склонившиеся лица

в их выражениях живых?

 

Как знать?

      Окно дворца Растрелли

еще свидетелем стоит

январским утром

            при расстреле?

 

А может быть,

      как сцены битв

вокруг Траяновой колонны -

картины стачек и труда

и Красной гвардии колонны

несет

      фабричная труба?

 

И может быть,

      в одной из комнат

не в силах потолок забыть,

что Маяковский в пальцах комкал,

что повторял?..

          И может быть,

 

валун в пустыне каменистой,

куда под стражей шли долбить, -

партсбор барачных коммунистов

запечатлел?..

           И может быть,

 

на стеклах дачи подмосковной

свой френч застегивает тень

того,

   чей взгляд беспрекословный

тревожит память

             по сей день?

 

Но, может,

       и подземный митинг

прочнее росписей стенных

еще живет под гром зениток

на арках мраморно-стальных?

 

Все может быть!..

           Пора открытий

не кончилась.

         Хотите скрыть

от отражений суть событий, -

зеркал побойтесь,

           не смотрите:

они способны все открыть. -

 

Стой, застынь, не сходи со стекла, умоляю! Как ты стала мала и тускла! Часть лица начинает коверкаться. Кончились отражения зеркальца - оно прочтено до конца. Пустая вещица! Появилась на ней продавщица ларька, наклоняясь над вещами... И в перчатке - твоя, на прощанье, рука... -

Зеркала -

         на стене.

Зеркала -

         на столе.

Мир погасших теней

в равнодушном стекле,

 

В равнодушном?..

               О, нет!

Словно в папках

               «Дела»,

беспристрастный ответ

могут дать зеркала.

 

Где бы я

        ни мелькал,

где бы ты

        ни ждала -

нет стены без зеркал!

Ищут нас зеркала!

 

В чьей-то памяти ждут,

в дневнике,

        в тайнике.

«Мертвых душ» не сожгут

в темный час,

          в камельке.

 

Сохранил Аушвиц

стоны с нар -

        вместо снов,

стены -

        вместо страниц,

след ногтей -

         вместо слов.

 

Но мундирную грудь

с хищным знаком орла

сквозь пиджак

           где-нибудь

разглядят зеркала.

 

В грудь удар,

        в сердце нож,

выстрел из-за угла, -

от улик не уйдешь,

помнят всё

        зеркала.

 

Со стены -

        упадет,

от осколков -

             и то

никуда не уйдет

кто бы ни был -

               никто!

 

1969