Дубинка

Давным-давно жил в нашей стране нищий дровосек со своей женой.

Заткнув за пояс топор и намотав на руку веревку, уходит дровосек в лес и день-деньской рубит деревья, колет дрова и тащит их домой, чтобы продать и прокормить семью.

Однажды замечает он под деревом корягу, огромную, в три обхвата. «Отменное топливо», - радуется дровосек и, вытащив из-за пояса топор, бьет по коряге. Откуда ни возьмись перед ним появляется белобородый старик.

- Братец, - говорит он, - не разрушай мой дом. Вижу я, что человек ты бедный, возьми себе эту скатерть. Только смотри, не говори по дороге:

Скатерть, милая скатерка,

Покажи себя, скатерка!

Берет дровосек скатерть и пускается в обратную дорогу, но на полпути задумывается: почему это старик не велел ему разговаривать со скатертью? Дровосека разбирает любопытство, и, не стерпев, он говорит:

Скатерть, милая скатерка,

Покажи себя, скатерка!

Едва он произносит эти слова, как на его глазах происходит чудо: скатерть сама собой разворачивается, и на ней появляются самые вкусные, самые замечательные яства и напитки.

Дровосек тут же усаживается, ест и пьет в свое удовольствие, а наевшись, снова повторяет:

Скатерть, милая скатерка,

Покажи себя, скатерка!

И скатерть сама сворачивается.

Не чуя под собой от радости ног, прибегает дровосек домой.

- Эй, жена! - кричит он с порога. - Смотри, что я из лесу принес. Скатерть - всем на удивление… Спрячь-ка ее подальше и не смей говорить:

Скатерть, милая скатерка,

Покажи себя, скатерка!

Уходит дровосек из дому, а жена его места себе не найдет: с чего бы это муж запретил ей разговаривать со скатертью? И вот, недолго думая, она говорит (жена не жена, коли мужа не ослушается):

Скатерть, милая скатерка,

Покажи себя, скатерка!

Скатерть мигом разворачивается, и появляется на ней все, что угодно, разве только птичьего молока недостает. Наевшись и напившись до отвала, жена дровосека убирает скатерть и прячет ее подальше.

Теперь муж и жена живут, не тужат. Когда вздумается, вытаскивают скатерть, произносят заветные слова, скатерть мигом разворачивается и на ней появляются всевозможные яства. Наевшись и убрав скатерть, муж и жена не могут нарадоваться своему счастью, ведь они вырвались, наконец, из горькой нищеты и забот о куске хлеба.

Но однажды дровосек говорит жене: у кого-де нашлась такая скатерть-самобранка, у того кое-чего еще найдется. Надо бы пойти, попытать счастья еще разок.

Отправляется он в лес, отыскивает знакомую корягу и принимается бить по ней топором: стук-стук…

И снова перед ним появляется белобородый старик.

- Я тебе, братец, подарил скатерть, - говорит он, - чтобы ты оставил мой дом в покое. Зачем же ты опять стучишь? Ну, так и быть, раз уж пришел, подарю я тебе еще и маленький жернов. Но смотри, уходи и больше тут не появляйся…

- А на что мне этот жернов?

- Как появится в нем нужда, скажешь:

Жернов, жернов, милый жернов,

Покажи себя, мой жернов!

Приносит дровосек жернов домой и, как только произносит заклинание, жернов принимается вращаться и молоть муку. И столько из него высыпается муки, что жена дровосека не знает, куда ее девать. Наполнив все свои мешки, она набивает ими дом, бежит за мешками к соседям, а потом начинает бойко торговать мукой. Но сколько она ни продает, мука из жернова все сыплется и сыплется, и ее всегда оказывается вдвое больше того, что продано.

Богатеет дровосек не по дням, а по часам, теперь в его доме огонь никогда не гаснет.

Однако проходит немного времени, и он опять призадумывается, не наведаться ли в лес, интересно ведь, что на этот раз подарит ему старик.

«Коли у него нашлась скатерть-самобранка и чудо-жернов, найдется и что-нибудь получше», - решает дровосек.

Заткнув за пояс топор и намотав на руку веревку, как и раньше, отправляется в лес разбогатевший дровосек. Находит он знакомую корягу и заносит над ней топор: стук-стук…

Тут же появляется белобородый старик.

- Опять явился? Скатерть я тебе подарил, жернов тоже, нет теперь у тебя нужды дрова колоть. Зачем же ты снова рушишь мой дом? Ну да так и быть, возьми эту курицу и больше меня не тревожь. Но смотри, не говори по дороге:

Ну-ка, милая несушка.

Покажи себя, несушка!

Берет дровосек курицу и отправляется домой, но ему опять же не хватает терпения, и он говорит:

Ну-ка, милая несушка,

Покажи себя, несушка!

Едва он произносит эти слова, в ладони у него оказывается золотое яичко.

Несказанно обрадовавшись, дровосек торопится домой.

- Смотри, жена, что я принес: это не курица, а настоящее сокровище.

Курица снесла столько яиц, что за один год дровосек сказочно разбогател. Заводит он прислугу, разбивает парки и сады, строит дома, похожие на дворцы, украшает их самой изысканной мебелью и чувствует себя на верху блаженства. А жена дровосека, которая прежде с утра до вечера с кизяком возилась, теперь ходит только в шелках да атласе, руки и пояс увешивает рубинами и кораллами, на пальцы надевает дорогие кольца. Мало того, разбогатев, воспылали супруги друг к другу новой любовью.

Но наступает день, и все это уже не радует дровосека. Однажды он, как в былые времена, надевает старую одежду и, заткнув за пояс топор и намотав на руку веревку, направляется в лес.

Находит он в лесу старую корягу, заносит топор и хвать по коряге: стук-стук…

Раз ударяет, другой, из коряги тотчас выскакивает белобородый старик и, зажав бороду в ладони, говорит:

- Ай-яй-яй! Опять ты явился рушить мой дом? Три добрых дела сделал я для тебя, а тебе все мало… Раз так, прими от меня на память эту дубинку. Только смотри, не говори по дороге:

Дубинка, дубинка.

Покажи себя, дубинка!

Радости дровосека нет предела - старик и на этот раз не поскупился. Берет он дубинку и торопится домой - обрадовать жену. Но на полпути, не утерпев, говорит:

Дубинка, дубинка,

Покажи себя, дубинка!

Едва он произносит эти слова, как дубинка выпрыгивает из его рук и, стукнувшись оземь, снова подскакивает. Дровосек нетерпеливо ждет, когда же случится новое чудо? Что посыплется из дубинки?.. Однако дубинка, подскочив, охаживает дровосека ударами сначала по голове, а потом по спине и груди. Как ни уворачивается дровосек, как ни пытается поймать ее - ничего не получается. Дубинка изо всех сил колотит его по ногам, по рукам, по спине, по голове…

В конце концов, дровосек без памяти валится с ног.

Прохожие приводят его в чувство, поднимают и провожают до дому.

Но не новый богатый дом стоит перед ним, а старая лачуга. А в лачуге нет ни курицы, которая несет золотые яйца, ни чуда-жернова, ни скатерти-самобранки.

Сидит в залатанной одежде жена и сучит нитки веретеном.