Верлен и Сезан

Я стукаюсь

          о стол,

                о шкафа острия -

четыре метра ежедневно мерь.

Мне тесно здесь

               в отеле Istria -

на коротышке

            rue Campagne-Premiere.

Мне жмет.

       Парижская жизнь не про нас -

в бульвары

          тоску рассыпай.

Направо от нас -

                Boulevard Montparnasse,

налево -

        Boulevard Raspail.

Хожу и хожу,

          не щадя каблука, -

хожу

    и ночь и день я, -

хожу трафаретным поэтом, пока

в глазах

        не встанут виденья.

Туман - парикмахер,

                  он делает гениев -

загримировал

            одного

                  бородой -

Добрый вечер, m-r Тургенев.

Добрый вечер, m-me Виардо.

Пошел:

     «За что боролись?

                      А Рудин?..

А вы,

    именье

          возьми подпальни...»

Мне

   их разговор эмигрантский

                           нуден,

и юркаю

       в кафе от скульни.

Да.

   Это он,

         вот эта сова -

не тронул

         великого

                 тлен.

Приподнял шляпу:

                «Comment ca va,

cher camarade Verlaine?»

Откуда вас знаю?

                Вас знают все.

И вот

     довелось состукаться.

Лет сорок

         вы тянете

                  свой абсент

из тысячи репродукций.

Я раньше

        вас

           почти не читал,

а нынче -

         вышло  из моды, -

и рад бы прочесть -

                   не поймешь ни черта:

по-русски дрянь, -

переводы.

Не злитесь, -

            со мной,

                   должно быть, и вы

знакомы

       лишь понаслышке.

Поговорим

         о пустяках путевых,

о нашинском ремеслишке.

Теперь

      плохие стихи -

                    труха.

Хороший -

          себе дороже.

С хорошим

         и я б

              свои потроха

сложил

      под забором

                 тоже.

Бумаги

      гладь

           облевывая

пером,

      концом губы -

поэт,

     как блядь рублевая,

живет

     с словцом любым.

Я жизнь

       отдать

             за сегодня

                       рад.

Какая это громада!

Вы чуете

        слово -

               пролетариат? -

ему

   грандиозное надо.

Из кожи

       надо

           вылазить тут,

а нас -

       к журнальчикам

                     премией.

Когда ж поймут,

              что поэзия -

                          труд,

что место нужно

               и время ей.

«Лицом к деревне»-

                 заданье дано, -

за гусли,

        поэты-други!

Поймите ж -

           лицо у меня

                      одно -

оно лицо,

         а не флюгер.

А тут и ГУС

           отверзает уста:

вопрос не решен.

               «Который?

Поэт?

    Так ведь это ж -

                    просто кустарь,

простой кустарь,

                без мотора».

Перо

    такому

          в язык вонзи,

прибей

      к векам кунсткамер.

Ты врешь.

        Еще

           не найден бензин,

что движет

          сердец кусками.

Идею

    нельзя

          замешать на воде.

В воде

      отсыреет идейка.

Поэт

    никогда

           и не жил без идей.

Что я -

       попугай?

               индейка?

К рабочему

          надо

              идти серьезней -

недооценили их мы.

Поэты,

     покайтесь,

              пока не поздно,

во всех

       отглагольных рифмах.

У нас

     поэт

         событья берет -

опишет

      вчерашний гул,

а надо

      рваться

             в завтра,

                     вперед,

чтоб брюки

          трещали

                 в шагу.

В садах коммуны

               вспомнят о барде -

какие

     птицы

          зальются им?

Что

   будет

        с веток

               товарищ Вардин

рассвистывать

             свои резолюции?!

За глотку возьмем.

                  «Теперь поори,

несбитая быта морда!»

И  вижу,

       зависть

              зажглась и горит

в глазах

        моего натюрморта.

И каплет

        с Верлена

                 в стакан слеза.

Он весь -

         как зуб на сверле.

Тут

   к нам

        подходит

                Поль Сезан:

«Я

  так

     напишу вас, Верлен».

Он пишет.

        Смотрю,

               как краска свежа.

Monsieur,

         простите вы меня,

у нас

     старикам,

              как под хвост вожжа,

бывало

      от вашего имени.

Бывало -

        сезон,

              наш бог - Ван-Гог,

другой сезон -

              Сезан.

Теперь

      ушли  от искусства

вбок -

не краску любят,

               а сан.

Птенцы -

        у них

             молоко на губах, -

а с детства

           к смирению падки.

Большущее имя взяли

                   АХРР,

а чешут

       ответственным

                    пятки.

Небось

      не напишут

                мой портрет, -

не трут

       понапрасну

                 кисти.

Ведь то же

          лицо как будто, -

                          ан нет,

рисуют

      кто поцекистей.

Сезан

     остановился на линии,

и весь

      размерсился - тронутый.

Париж,

      фиолетовый,

                 Париж в анилине,

вставал

       за окном «Ротонды».

 

Comment ca va, cher camarade Verlaine? - Как поживаете, дорогой товарищ Верлен? (фр.)

 

1925